В возрасте полутора лет ребенок не понимает значение слова «нельзя». Малютка просто не умеет разделять вещи на «свои» и «чужие». Весь мир для него является единым целым, по сути, продолжением самого карапуза. Кроха считает, что все, до чего дотягивается ручками, принадлежит и ему тоже. А потому бесполезно доказывать, что игрушкой имеет право распоряжаться только хозяин.
Реакция на попытку мамы отобрать вещь, не принадлежащую чаду, — соответствующая: истерика во всей красе с визгом, падением на пол, попытками защитить предмет. Малютка прав, так как искренне полагает, что у него пытаются отобрать частичку его самого. Ведь все вокруг принадлежит только ему. А то, что остальные придумали свои нормы распределения вещей и право собственности на них, карапузу пока неведомо.
Развитие сознания происходит в несколько этапов. На первом, который как раз в полуторагодовалом возрасте заканчивается. Малыш едва пытается отделять свое «я» от маминого. Осознание того, что именно остальные подразумевают под «личными вещами», приходит к двум-трем годам.
Отобрать чужую игрушку на детской площадке считается нормой для этого возраста. Все малыши — исследователи. Изучать незнакомый мир им проще при помощи тактильных ощущений. Если игрушка яркая, привлекает внимание, то и познакомиться с вещью хочется в первую очередь.
Как отучить ребенка грызть ногти: причины привычки и советы.
Как объяснить крохе, что чужие предметы брать нельзя?
Для начала следует усвоить, какие методы категорически запрещены:
- ругать малыша, повышать голос;
- дергать за руки, применять силу, наказывать;
- использовать слово «нельзя».
Крик со стороны родителей провоцируют еще больший конфликт. А физическая сила провоцирует агрессию. Ребенку необходимо объяснить твердо, но без нравоучений, что забирать чужое без спроса — плохо.
Слово «нельзя» применять тоже нецелесообразно, так как оно должно ассоциироваться только с жизненно важными объектами. Например, однозначное табу накладывают на включение газа, касания ножа, огня, кипятка. А брать чужое просто неприемлемо в обществе.
Важно: кроха должен четко понимать, что плох поступок, действие, но никак не сам малютка.
Что можно сделать?
- Научите безапелляционному правилу: чужие вещи не принято брать без разрешения. Только личным примером можно обучить спрашивать или просить.
- Обязательно берите с собой равноценные игрушки на детскую площадку. Учите карапуза обмениваться вещами на время.
- Если конфликт по-хорошему уладить не получается, попросите родителей второго малыша спрятать на время предмет раздора.
Убегать на другую площадку, уступать в конфликте не стоит, — так вы научите ребенка уходить от проблем, но не решать их.
Куда эффективнее действуют «уроки» коммуникации с окружающими. Пусть вежливо предложит другим детям куклу, машину, мяч, и только после попросит в ответ другую игрушку. А начинать это надо задолго до попадания в песочницу, еще дома, на примере близких. Если второй карапуз отказался обмениваться предметами, научите своего кроху не расстраиваться, одновременно переключив внимание на другую игру, животное, цветок.
Запомните: малыш не воспринимает длинные фразы, нравоучения. Старайтесь обозначать ему коротко, понятно, но твердо: «эта игрушка не наша», «мы не можем ее брать без разрешения», «предлагаем альтернативу». Как только образуется грань между «своим» и «чужим», карапуз тут же перестанет капризничать и требовать то, что ему не принадлежит.
Очень благодарна, Вам, за эту статью. Это исчерпывающий ответ на мой вопрос, который я задавала, только не относящийся к теме.